Арбитражные суды в современной россии созданы

История становления арбитражных судов в РФ

Арбитражные суды в современной россии созданы

Арбитражный суд — государственный орган, относящийся к судебной власти, который имеет право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Становление и развитие арбитражных судов имеет довольно длительную историю.

Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667), который постановил «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721), создавшем Главный магистрат, который судил торговые дела. Торговые дела рассматривались в судах, которые стали называться судами таможенными.

Петр Великий ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу.

Признавая торговые суды чуждыми всему историческому прошлому России, царь не допускал применения в них обычаев и предписывал торговым судам руководствоваться уставами и указами, т. е. нормами права.

Предшественниками арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды. 14 мая 1832 г. опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов. Открылись коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832), Москве (1833), Новочеркасске (1835) и др.

Они просуществовали до 1917 г. и для них были специальные нормы судопроизводства.

Задолго до реформы 1864 г. в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов.

Их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам письменным и словесным, все дела о несостоятельности.

Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось «не далее того города, в котором он учрежден и уезда оного».

Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г., введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Арбитражные суды в Советской России

После революции 1917 г. судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии.

Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководителя.

Рассматривались дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекающими из особенностей арбитражной комиссии.

В 1931 г. в системе органов государственного управления был образован Госарбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями сельского хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозрасчета.

Это связано было, прежде всего, с принятием в марте 1931 г. Постановления ВЦИК и СНК СССР, в котором указывалось, что все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести установленную законом ответственность за их невыполнение.

Арбитраж существовал в 2-х формах — государственной и ведомственной. В Госарбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — одного подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

С самого начала органы Госарбитража выполняли функции суда: разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

До 1974 г. нижестоящие арбитражные суды подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража», которым Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Было утверждено новое положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и деятельность органов Госарбитража регулировалась законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Арбитражные суды в Российской Федерации

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п.

2 Постановления Верховного Совета РСФСР “О введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде” записано: “Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях”.

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР “Об арбитражном суде”, принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.

Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно.

Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.

), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 г. В соответствии с этим Законом 3 марта 1992 г. был принят, а с 15 апреля 1992 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских (экономических) правоотношений, либо из правоотношений в сфере управления.

При этом арбитражный суд разрешал указанные споры, если они вытекали из отношений организаций и граждан-предпринимателей, обращающихся за защитой своих охраняемых законом прав и интересов; государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан-предпринимателей, государственных и общественных интересов; а также прокурора в защиту государственных и общественных интересов. В случаях, когда в таких спорах участвовали иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор мог быть передан на разрешение арбитражного суда при наличии соглашения сторон либо если это было специально предусмотрено законодательным актом.

Арбитражные суды России по Закону 1991 г.

составляли единую систему, в которую входили: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ), Высшие арбитражные суды в составе РСФСР, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономных областей, арбитражные суды автономных округов. Кроме того, устанавливалось, что Президиумом Верховного Совета РСФСР по предложению ВАС РСФСР могли быть образованы арбитражные суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству РСФСР.

По Закону 1991 г. в состав арбитражного суда входили председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены арбитражного суда.

Следует отметить, что по Закону 1991 г. арбитражные суды образовывались на началах выборности. Было установлено, что судьями арбитражных судов могли быть избраны граждане РСФСР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. А для избрания судьей ВАС РСФСР необходим был стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Срок полномочий арбитражного судьи не ограничен.

Второй этап становления системы арбитражных судов — принятие Государственной Думой 5 апреля 1995 г. Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 28 апреля 1995 г.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: ВАС Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Этим же законом предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, и в то же время судебная власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

С вступлением в действие указанного Закона изменился порядок обжалования судебных решений.

Если по Закону 1991 г. существовала трехуровневая система: суд первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции, то с апреля 1995 г. образовывалась четырехуровневая система: суд первой инстанции, апелляционной инстанции, кассационной инстанции и надзорной инстанции. Причем кассационная инстанция выделилась в самостоятельные суды.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Российской Федерации в Российской Федерации действуют следующие Федеральные арбитражные суды округов:

  1. Московского округа,
  2. Центрального округа,
  3. Северо-Западного округа,
  4. Волго-Вятского округа.
  5. Северо-Кавказского округа,
  6. Западно-Сибирского округа,
  7. Уральского округа,
  8. Дальневосточного округа,
  9. Восточно-Сибирского округа.

С 1 июля 1995 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, за исключением главы 21 «Производство в кассационной инстанции», которая вводилась в действие по мере создания федеральных арбитражных судов.

Следующим этапом формирования судебной системы явилось принятие в июле 2002 г. нового Арбитражного кодекса Российской Федерации, который вступил в действие с 01.09.2002, кроме главы 4, параграф 1 «Подведомственность» и главы 36 «Производство в порядке надзора».

Глава 4 вступила в действие через 10 дней со дня официального опубликования, а глава 36 — с 1 января 2003 г.

Одним из важных обстоятельств, побудивших к реформированию арбитражного процессуального законодательства, явилось вступление России в феврале 1996 г. в Совет Европы. 30 марта 1998 г. состоялась ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, она вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.

, с этого момента юрисдикция Европейского суда по правам человека распространилась и на Россию. Главной задачей, стоящей перед арбитражной системой, необходимо признать обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимательства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/istoriya-stanovleniya-arbitrazhnich-sudov-v-rf

Арбитражные суды РФ: всё, что о них надо знать

Арбитражные суды в современной россии созданы

Любой предприниматель или юридическое лицо может оказаться в арбитражном суде, даже если в своей деятельности они законопослушны и порядочны. Что из себя представляет рассмотрение дела в арбитражном суде? К чему нужно быть готовым?

Сфера деятельности арбитражных судов в России?

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

О предпринимательской деятельности

Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражные суды России являются органами государственной судебной власти. Ежегодно они рассматривают огромное количество дел. Чаще всего это:

  • споры по договорам купли-продажи, которые в сфере предпринимательской деятельности называются договорами поставки;
  • споры по договорам аренды недвижимого и движимого имущества;
  • споры о праве собственности на какое-либо имущество;
  • споры по договорам о выполнении работ (подряд);
  • споры по договорам оказания услуг;
  • споры по налогам;
  • споры по кредитным договорам;
  • споры по делам о страховании;
  • дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан;
  • дела о признании незаконными решений, действий или бездействия государственных органов и иных лиц;
  • другие дела.

Порядок рассмотрения дела в арбитражном суде определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК), который был принят 24 июля 2002 года.

Участники арбитражного процесса

В арбитражный суд с просьбой о защите своих прав может обратиться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Может ли обратиться в арбитраж физлицо?

В отдельных случаях, прямо указанных в законе, обратиться в суд может и физическое лицо, не являющееся предпринимателем. Например, когда гражданин решил создать юридическое лицо или стать предпринимателем, обратился в налоговые органы за соответствующей регистрацией, но в такой регистрации ему было отказано. Такой отказ гражданин может обжаловать в арбитражный суд.

По общему же правилу, дела с участием физических лиц рассматривают суды общей юрисдикции.

Обратиться в арбитражный суд также может государственный орган как федерального уровня, так и уровня субъекта Российской Федерации (области, края, республики в составе РФ и т.д.), орган местного самоуправления, прокурор, иные органы и организации. Они, как правило, защищают публичные интересы.

Лицо, которое обращается в суд за защитой, называется истцом. Лицо, к которому адресовано требование истца, называется ответчиком. Совместно данные лица называются сторонами.

Сейчас перед обращением в арбитражный суд по многим делам нужно соблюсти претензионный порядок: с требованиями сначала следует обратиться ко второму участнику спора. После 30-дневного срока со дня направления претензии (или раньше, если ответ был получен) можно будет обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

В арбитражном суде могут участвовать и третьи лица. Это участники спора, которые так или иначе могут повлиять на итоговые выводы суда по делу. Они дают пояснения, активно участвуют в доказательственной деятельности, могут заявлять самые разные ходатайства, могут обжаловать решение суда.

Суть их участия сводится к тому, что решение суда как итоговый вывод о содержании спора и дальнейших взаимоотношениях сторон может непосредственно повлиять на права и обязанности данных третьих лиц.

В законе выделяется 2 вида третьих лиц:

  1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами претендуют на ту вещь, которые истец и ответчик пытаются поделить;
  2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами ничего не просят в суде, но могут пролить свет на происходившие между сторонами события. По статусу они похожи на свидетелей, однако свидетель должен быть независимым лицом, который даёт пояснения по отдельным фактам, которые он сам лично наблюдал. Третье же лицо является непосредственным участником спора и может быть заинтересовано в итоговых выводах суда, поскольку в дальнейшем к нему самому может быть предъявлено исковое заявление от истца или ответчика, т.е. он может стать самостоятельным ответчиком по другому делу.  

Для выяснения обстоятельств по делу арбитражный суд может назначить экспертизу. В таком случае к делу привлекают эксперта.

Эксперт — это лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт несёт уголовную ответственность, о чем он предупреждается арбитражным судом и дает подписку.

Эксперт формулирует свои выводы в письменном заключении, которое является для арбитражного суда одним из доказательств по делу.

Если у арбитражного суда есть необходимость в решении ряда вопросов, которые требуют специальных знаний, которых у суда нет, и при этом арбитражному суду не нужно письменное заключение эксперта в соответствующей сфере знаний, тогда к участию в деле привлекают специалиста.

Специалист осуществляет консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Его предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложные показания специалиста. Консультация специалиста также является для арбитражного доказательством по делу.

В чем отличия эксперта от специалиста?

Система арбитражных судов

Источник: https://Ceur.ru/library/articles/obshhie_stati/item316753/

Становление арбитражных судов РФ. Законодательство и система арбитражных судов в РФ | Студент-Сервис

Арбитражные суды в современной россии созданы

Арбитражные суды РФ возникли и успешно развиваются из существовавшей в Советском Союзе с мая 1931 г. по октябрь 1991 г. системы Государственного арбитража. Согласно ст.

163 Конституции СССР споры между предприятиями, учреждениями и организациями разрешались органом, не входившим в судебную систему, но осуществлявшим широкие юрисдикционные функции по отношению к правам и интересам социалистических юридических лиц.

Арбитраж не только рассматривал споры, но и разнообразными методами должен был содействовать оптимальному функционированию народного хозяйства.

 Природа этого органа носила, таким образом, двойственный характер: правоохранительный и управленческий одновременно.

 Процедура рассмотрения дел регулировалась особыми правилами, главным из которых было включение представителей сторон в состав самого юрисдикционного органа.

Споры между организациями одной подчинённости рассматривали арбитражи соответствующих ведомств, а споры между организациями разного подчинения, разных республик были отнесены к компетенции Государственного арбитража. 

Государственные арбитражи были специальными органами, призванными в пределах предоставленной им достаточно широкой компетенции защищать права и охраняемые законом интересы социалистических юридических лиц при разрешении хозяйственных споров, а также способствовать оптимальному действию экономической системы в целом и организации надлежащего правового регулирования взаимоотношений, возникающих в хозяйственном обороте в различных отраслях.

Ведомственный арбитраж имел те же задачи, но в пределах, ограниченных определённой отраслью. До 1971 г. не было единой системы органов государственного арбитража, так как нижестоящие государственные арбитражи подчинялись не своим вышестоящим органам, а тем исполнительным органам, при которых состояли; не было соподчинения и у государственных и ведомственных арбитражей. 

Лишь в 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган, а после принятия Конституции СССР 1977 г. стал органом конституционным, с задачами и функциями, рассчитанными на условия жестко регулируемой государством экономики. Ныне арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Эта ветвь судебной власти осуществляет правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к компетенции арбитражных судов (ст. 24 – 25 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ).

Отказ от государственного арбитража, выполнявшего наряду с разрешением хозяйственных споров самые различные функции – нормотворческие, контрольные, – был связан с коренным изменением системы управления государством, со стремлением перейти от административнокомандной экономики к экономике рыночной.

Органы государственного арбитража имели многочисленные правомочия, позволявшие им вмешиваться в деятельность предприятий и организаций:

  • возбуждать по своей инициативе дела;
  • взыскивать санкции в пользу второй стороны, даже если она и не заявляла подобных требований, или в доход бюджета;
  • изменять основание или предмет заявленного иска;
  • осуществлять контроль на предприятиях за ведением договорной работы;
  • давать руководителям различные предписания.

В связи с постепенным внедрением в экономику частно-правовых регуляторов и стимулов, естественно, возникла необходимость в перестройке органов, осуществляющих юрисдикцию в этой области. Создание системы арбитражных судов означало полное изменение самой сути и задач, компетенции и правомочий правоохранительных органов, деятельность которых касалась интересов юридических лиц.

Создавая систему арбитражных судов, стремились создать гарантии полной хозяйственной самостоятельности юридических лиц, невозможности вмешательства органов государства в их деятельность, а также содействовать развитию предпринимательства и охране интересов предпринимателей независимо от их организационно-правовой формы.

 Арбитражный суд был создан на основании Закона «Об арбитражном суде», принятого Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 г. Порядок деятельности и компетенции арбитражного суда определялись также Арбитражно-процессуальным кодексом РФ, принятым Верховным Советом РФ 05 марта 1992 г. и введённым в действие с 15 апреля 1992 г.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Этот нормативный акт подробно и весьма близко к правилам общих гражданских судов урегулировал порядок рассмотрения и разрешения арбитражными судами дел по экономическим спорам и спорам в сфере управления.

 В частности, впервые в этом акте получили право на жизнь принципы правосудия применительно к спорам, в которых не участвовали граждане, а именно: выборность, независимость арбитражного суда и его судей, гласность, возможность отвода судей, прокурора, эксперта, переводчика.

Вместе с тем практика применения АПК РФ 1992 г. очень скоро выявила несовершенство данного акта.

Потребовалось переосмыслить слабые стороны, использовать для совершенствования АПК РФ опыт дореволюционной России, других государств, так как в экономическом обороте страны и в арбитражном процессе появились и иностранные организации – инвесторы.

 Всё это свидетельствовало о том, что арбитражно-процессуальная форма разрешения именно экономических споров может и должна совершенствоваться дальше. К этому подталкивало и появление новой Конституции, принятой в декабре 1993 г., а затем первой части ГК РФ, вступившей в действие с 01 января 1995 г.

Было уделено большое внимание выработке концепции изменения норм об организации и порядке деятельности арбитражных судов. Так, в апреле 1995 г. появились, а с 1 июля этого же года вступили в силу новый ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Изменение структуры и многих положений АПК РФ 1992 г.

при подготовке проекта АПК РФ 1995 г. имело целью при сохранении оправдавших себя на практике норм закрепить новые институты и правила разбирательства и разрешения споров для дальнейшего усиления гарантий судебной защиты прав граждан – предпринимателей и юридических лиц, для приближения системы арбитражных судов к уровню мировых стандартов в этой области.

Этот процесс продолжается и в настоящее время.

В 2002 и 2003 гг. были предприняты дальнейшие шаги по реформированию системы органов, призванных рассматривать споры хозяйствующих субъектов: 24 июля 2002 г.

принят в существенно обновлённом виде АПК РФ, введение в действие которого произошло 1 сентября 2002 г. В тот же день был одобрен закон о третейских судах, а 4 июля 2003 г.

ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» был дополнен новым звеном – апелляционными судами.

Арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 1 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

 В соответствии с Конституцией РФ законодательство об арбитражных судах находится в ведении РФ.

 Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», Арбитражным процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами. 

Систему арбитражных судов в РФ составляют (ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 3 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»):

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов РФ);
  • специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды в РФ «осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции, ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами». 

В соответствии со ст. 5 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» основными задачами арбитражных судов в РФ при рассмотрении подведомственных им споров являются:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в РФ строится на основе принципов «законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел».

 Вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов – обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность в порядке, установленном ФКЗ «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей в РФ».

Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

 Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ в случае прекращения полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/stanovlenie-arbitrazhnyh-sudov-rf-zakonodatelstvo-i-sistema-arbitrazhnyh-sudov-v-rf/

Развитие системы арбитражных судов России. Справка

Арбитражные суды в современной россии созданы

Современная система арбитражных судов появилась вслед за новым хозяйственным законодательством, основанным на рыночных принципах экономической деятельности, – закон СССР от 26 мая 1988 года N 8998-ХI “О кооперации”, закон РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-I “О собственности в РСФСР”, закон РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-I “О предприятиях и предпринимательской деятельности” и др.

В связи с внедрением в экономику частноправовых регуляторов и стимулов, появлением частной собственности, развитием частной инициативы и многоукладной экономики, а, следовательно, и с увеличением количества субъектов предпринимательства возникла необходимость в реформировании органов, осуществлявших юрисдикцию в этой области, в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Организационно арбитражные суды созданы на кадровой и материальной базе бывших арбитражей, но коренным образом отличаются от них.

Арбитражи представляли собой государственно-властные органы, действующие в совершенно ином экономико-правовом пространстве и на принципиально иной процессуально-правовой основе.

Главной целью создания арбитражных судов являлось обеспечение в равной степени полноценной судебной защитой прав всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Первым арбитражным судом, созданным в 1991 году, стал Высший арбитражный суд (ВАС) СССР. Позже, в 1992 году, был образован Экономический суд СНГ, который должен был заменить ВАС СССР.

Он, к сожалению, не начал достаточно четко функционировать и не смог сыграть той роли, которая ему предназначалась, последовав судьбе СНГ, в рамках которого не удалось сохранить в полной мере единое экономическое пространство.

4 июля 1991 года был принят закон РСФСР N 1543-I “Об арбитражном суде”.

Статья 1 этого закона устанавливала, что арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления). Согласно п.

2 Постановления Верховного Совета РСФСР “О введении в действие закона РСФСР “Об арбитражном суде” с 1 октября 1991 года госарбитражи и арбитражи различных ведомств упразднялись.

5 марта 1992 года был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ), который был введен в действие с 15 апреля 1992 г., что является фактическим началом деятельности Высшего арбитражного суда РСФСР и системы арбитражных судов.
В развитии современной системы арбитражных судов можно выделить три этапа.

Первый этап начался с ее создания в 1992 году. Система арбитражных судов была двухзвенной. Первое звено – арбитражные суды субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), второе – Высший арбитражный суд РСФСР.

Арбитражные суды субъектов Федерации разрешали дела по экономическим спорам, по спорам, возникающим в сфере управления, по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу.

Высший арбитражный суд РСФСР являлся высшим экономическим судебным органом Российской Федерации и осуществлял надзор за судебной деятельностью арбитражных судов в России.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связан с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации и развивающих ее федеральных законов.

В соответствии с Конституцией были подготовлены и приняты в 1995 году Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 года.

В последующем был принят Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года “О судебной системе Российской Федерации”.

Этими законами на конституционном уровне закреплена система арбитражных судов, а вся территория России законодательно разделена на десять федеральных арбитражных округов, что явилось качественно новым принципиальным этапом в развитии конституционного права на судебную защиту в экономической сфере.

Двухзвенная система арбитражных судов была заменена трехзвенной. Промежуточным звеном между Высшим арбитражным судом РФ и арбитражными судами субъектов Федерации стали десять федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ.

Причиной изменения арбитражно-процессуального законодательства явился не только большой объем дел, рассматриваемых арбитражными судами, но и постепенно накапливаемый опыт экономического правосудия, потребности приведения его в соответствие со стремительно изменяющейся экономической сферой. Закономерно возникла потребность расширения системы арбитражных судов в целях повышения эффективности и доступности правосудия в экономической сфере.

Федеральные арбитражные суды округов по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Федерации являются вышестоящими судебными инстанциями лишь в процессуальном значении. В организационном, кадровом и прочих отношениях вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является Высший арбитражный суд РФ.

Появление самостоятельной инстанции в лице федеральных арбитражных судов округов обеспечило более высокую степень независимости суда, чем прежняя система, в частности при взаимодействии с другими ветвями власти на местах.

В арбитражном судопроизводстве эта проблема стоит гораздо острее, чем в сфере компетенции судов общей юрисдикции, в силу того, что здесь чаще затрагиваются экономические интересы конкретных носителей исполнительной и законодательной власти, подведомственных им учреждений.

Образование судебной инстанции вне административно-территориального деления практически устраняет эту проблему, позволяет федеральному арбитражному суду округа чувствовать себя более свободным по отношению к местным властям, связанным только законом при принятии любого решения, что является одной из гарантий реализации права на судебную защиту.

Положения о создании трехзвенной системы арбитражных судов в полной мере соответствуют утвердившимся мировым стандартам правосудия. Классическая судебная система состоит из трех составляющих. Суд первой инстанции рассматривает основную массу дел и разрешает их.

Второе звено существует для того, чтобы обжаловать решения суда первой инстанции, т.е. для проверки их законности и обоснованности. И наконец, высшая судебная инстанция во всех странах в качестве основной задачи стремится обеспечить единообразие судебной практики.

Повышению уровня обеспечения гарантий судебной защиты способствовало и введение апелляционного порядка пересмотра решений арбитражных судов в каждом арбитражном суде субъекта Федерации.

Третий этап развития системы арбитражных судов связан с принятием третьего по счету Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 года и совершенствованием системы арбитражных судов России, в которой апелляционная инстанция была изъята из структуры арбитражных судов субъектов Федерации и превращена в самостоятельный орган судебной власти. В России появились 20 арбитражных апелляционных судов. Тем самым была выстроена четырехзвенная структура по разрешению экономических споров – первая инстанция, апелляция, кассация и надзорная инстанция – ВАС. Это одно из самых значимых достижений судебной реформы.

Источник: http://rapsinews.ru/judicial_analyst/20110906/255297281.html

Арбитражная судебная система России – арбитражные суды в субъектах РФ и их полномочия

Арбитражные суды в современной россии созданы

Система арбитражных судов в РФ представлена федеральными судами разных инстанций. В этой статье мы расскажем, какие вопросы решает арбитражный суд в России, какими полномочиями обладает. Также поделимся описанием и контактами арбитражных судов в субъектах РФ.

статьи:

Структура системы арбитражных судов в современной России

В представлении многих граждан, которые никогда не присутствовали на судебных заседаниях и не сталкивались с судебной системой в принципе, суд являет собой некую комнату, в которой по велению молотка судьи (он обязательно должен быть одет в черную мантию) все присутствующие поднимаются, садятся и уходят на перерыв.

Арбитражный суд России

На самом же деле, судебная система России представлена судами разных инстанций, и далеко не все они такие киноподобные, как это показывают по телевизору.

В большинстве случаев деятельность суда монотонна и однообразна.
Современная система арбитражных судов в России условно может быть разделена на четыре инстанции:

  1. Первая инстанция. В нее входят арбитражные суды субъектов РФ. Их в нашей стране больше всего. Они более-менее равномерно представлены на всей территории государства, большинство, конечно же, сосредоточены вокруг Москвы, Санкт-Петербурга и других больших областных центров.
  2. Апелляционная инстанция идет после первой. Таких судов в нашей стране всего двадцать один. Они отсутствуют в большинстве регионов. Из названия понятно, что суды этой инстанции нужны для пересмотра дел, решения по которым были вынесены в судах первой инстанции. Сюда часто обращаются те, кто недоволен решением суда первой инстанции и желает его обжаловать.
  3. Кассационная инстанция – выше апелляционной. Впервые она появилась в юридической системе Франции, позже распространилась по всему миру. В нашей стране суды кассационной инстанции проверяют решения, которые были приняты нижестоящими судами. В системе арбитражных судов они рассматривают меньше дел.
  4. Верховный арбитражный суд – суд высшей инстанции в современной судебной системе. Он занимается решением споров экономического характера, а также рассмотрением иных дел. У него есть свой символ – эмблема. До недавнего времени такими чрезвычайными полномочиями был наделен Высший арбитражный суд, но в 2014 году он был распущен.

Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации, полномочия и делопроизводство

Арбитражные суды нужны для рассмотрения спорных вопросов, которые возникают во время ведения предпринимательской и другой экономической деятельности. Несмотря на чрезвычайные полномочия, например, Верховного арбитражного суда, он, как и суды других инстанций не могут нарушать Конституцию РФ. Также они обязаны четко следовать всем федеральным законам.

Миссия арбитражных судов – следующая:

  1. Защита нарушенных прав предпринимателей и больших компаний в части предпринимательской и экономической деятельности;
  2. Защита нарушенных прав как самой страны Российской Федерации, так и ее субъектов, если таковые были нарушены;
  3. Осуществление деятельности, следуя принципам открытости, публичности, беспристрастности и справедливости;
  4. Формирование у участников судебных разбирательств и сторонних граждан уважительного отношения как и к система арбитражных судов России в частности, так и к судебной системе в целом.

Арбитражные суды в современной России ведут статистику своей деятельности, благодаря чему становится возможным определение ряда параметров, например, таких как доверие к судебной системе, индекс предпринимательской уверенности и других.

В делопроизводстве арбитражных судов подсудность бывает двух типов:

  1. Территориальная (исключительная, договорная, по месту нахождения или жительства);
  2. Родовая (например, споры между РФ и субъектов РФ).

Федеральные арбитражные суды округов РФ

Название

Режим работы

Контакты

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г. Нижний Новгород)

Понедельник-четверг 08:00 – 17:00
Пятница 08:00 – 16:00
Перерыв для отдыха и питания 12:00 – 12:48

Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час.

Адрес: 603082, Нижний Новгород, Кремль, корпус 4
(проезд до остановки “Площадь Минина и Пожарского”)
Тел.

: (831)439-00-20, 8-910-385-09-52, 419-27-33
Факс: 439-14-42
Телефон доверия: 437-01-88
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

“> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск)

Режим работы суда
начало рабочего дня — 9 часов 00 минут;
перерыв для отдыха и питания — 30 минут (с 13 часов 00 минут до 13 часов 30 минут);
окончание рабочего дня — 18 часов 00 минут;
окончание рабочего дня в пятницу — 15 часов 30 минут.

Адрес: 664025, Иркутск, ул. Чкалова, 14
Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. “> Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Отдел делопроизводства: (3952) 214-865, 214-884, 214-887, 214-862, 214-894

Факсы: (3952) 210-170, 210-171, 210-172

Приемная председателя суда: (3952) 214-878, 554-501

Факс: (3952) 210-164

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск)

Допуск посетителей в здание суда и прием корреспонденции осуществляется:
Понедельник-пятница 9.00 – 18.00
предпраздничные дни 9.00 – 17.00
Перерыв 13.00 – 14.00

Источник: https://pravo812.ru/zakony-izmeneniya-pravovye-akty/1200-arbitrazhnaya-sudebnaya-sistema-rossii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.