Бесплатный завтрак в школе

�������������� �������������� ���������� �� �������������������� �������������� �������������� ��������������������

Бесплатный завтрак в школе

���������������� ������������������ �� ������������ �������������� ���� �������������������� ���������������� ����������, �������������� �� ������������������ �� ������������������������ ������������ �������������� ���������������� ��������������.

“������ ������������ �������������������� ��������������������, ���������������� �������������� ���������������� �������������� ������������������ �������������� �������������� �������������������� ���� ��������, ���������� ���� �� ������������ ������ ��������, ������������������ �������������� �� ����������”, – ������������ ����.

����������, ���� ������ ������������, �������� ������������������������ ������ ������������������, �������� ��������������������, ���������� �� 1 ���������������� �� ������ ������������, ������ �������� ���������������������� ��������������, �������� ���������� ���� ������������������ ����������������. �������������� ��������������, ������ ���������� �� �������� �������������������������� ������ ���������������������� ���������������� �������������� ����������������, �������������� ������������������������ ������������������ ������������������������.

�� ������������ ������������������ ������������������ ���� ������������ ���������������� ���������������� ����������������, ������ ���������������� ������������������ �������������� ���������������������������� �������������������� �������������� ���������������� ���� ���������� ������������ �������� �� �������� – ������ �������� �� �������� ������������ �������� �� �������������� ����������, �� �������������� ��������������.

������������ ������������������ ���������������� �������������� ����������������������������.

���������������� ���������� ������������������ ���� ������������������������, ��������������������������, ���������������� ���������������� �� �������� ��������������������, ������ �������� ������������ ������������ ���������������� ���������������� ���� ������������������������ �������������� ���� �������������������������������� ���������������������� ������������ ��������������.

���������������� ���������������������� ���������������� �������������� ������ �������������������� 1-4 �������������� ���������� ������������������: �������������� �� 1 ���������������� 2020 �������� �� ������������ ���� 1 ���������������� 2023 ��������.

���������������������������� ���� ���������� ������������������������ ������������ �������������������������� ��������������������������, �� �������������� �������������������� �������������� �������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������������������� ���������������� ��������������. ���� ������������������������������ ������������, ���������� ���������������������� ���� ����������������-�������������� 2020 �������� �������������������� ���������� 26 �������� ������������, ���� �������������� 18,5 �������� ������������ ���� ������������������������ ��������������.

���������������� �������������� “������������ ������������” ������������ ���������� ���������������� ���������� �������������������� ���� �� ������, ������ �������������� �������������� ������ �������������������� ������������������ �������������� ������������ �������� �������������� ������ �������� – �������������������� ���� ���������������������������� ������������������ ����������. “������ ������������ �������� ���������� ������������ ������ �������� ��������������������, ���������������������� ���� �������������������� �������������������� ����������������������”, – �������������������� ����.

– ������ �������������� ������������������������, – ������������ ��������������������������, – ���� �������������������������� ���������������� �� ���������������� ������������������ ��������������, ���������������������� ������������������ ��������������, ���������������������������� �������������������� �� ������ ������������������������, �������������� ���������� �������������������� �������������� �� ������������������������������ ��������������������, �������������������� ����������������.

����������������, ������������������ ��������������, ������������������������������ �������������������� �������������� ���������� ������������������������ ���� ���������� ���������� �� ������������������ �������������������� ���� ���������������������� �������������� �������������������� ������������ ���� ���������������������� ��������. “������ ���������� ������������������ �������������������� ����������”, – ������������ ����������.

���������� ����������, ������ ���������������������� ������������, ���������������� ������������ ������������, ������������ ���� ������������ ������������������ ������������������ ������ ��������, ���������� �������������������� ���� �������������������������������� �������������������� �������������������� ������ ������ �������� ������������������������ ���������������� ��������������, �������������������� ����.

�������������� ���������� ���������� �������� �������������������� ������������ ���������� ��������, ������ ���������� ������������������������ ���������������������� ��������, �������������������� �������������� ���������������� �������������� ���� ���������� �� ���������������������� ���������������� ����������������. ���� ������������������ �������������� �������������������������� �� �������������������� �� ������������ ���� ���������� ������������.

���������� ������ ������������ ����������������������. “�������������� ������ �������������� ������������������, ������ ���������� ������������������, ������������������������ ��������������������, – ������������������ �� ���������������� ������������ ��������������.

– ������ ������ �������������� ������������ ���� �� ������ �� �������� ���� ��������������������.

���� �������������������� ����, ���� �������� ���������������� ������ �������������� �� ��������������������������, ������������������ ������������ ������ ����������������, ������������ ������ �������������� ���� �������������������� �������������� ��������������.

���� ������ ������������, ���������� 40 �������� ������ ���� �������������� ������ �������������������� ������ ��������, ���������� ���������� ������������ �� �������������� �������������� �������� ����������������������. �� �������� ���������� ������������ �������������� �������������������� ���������������������������� ���������������� ������������ �� ��������������, ���������������������� ������������������������ ����.

Источник: https://rg.ru/2020/02/18/gosduma-priniala-zakon-o-besplatnom-goriachem-pitanii-shkolnikov.html

Почему не все школьники получат бесплатные завтраки с 1 сентября

Бесплатный завтрак в школе

18 февраля Госдума единогласно приняла в третьем чтении проект Федерального закона о внесении изменений в Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и в статью 37 Закона «Об образовании в РФ» (сокращенно – законопроект о школьном питании).

Напомним, что в своем послании Федеральному собранию 15 января этого года президент Владимир Путин заявил о необходимости «обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвёртый класс», причем независимо от доходов их родителей.

Поддержка президента позволила максимально быстро принять важнейший закон, который был инициирован Советом Федерации еще в прошлом году, но имел все шансы быть отклоненным из-за сопротивления финансового блока правительства.

На его реализацию в этом году запланировано выделить из федерального бюджета 21 млрд рублей, в следующем – 46 млрд.

Проект по обеспечению бесплатными завтраками учащихся начальных классов рассчитан до 2023 года, главный критерий отбора регионов – стопроцентная готовность расположенных на их территории школ к организации горячего питания. Это означает наличие в них столовых, оснащенных необходимым оборудованием.

Недавно состоялось заседание рабочей группы при Комитете Государственной думы по образованию и науке по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Мы попросили члена этой рабочей группы Алдара Дамдинова рассказать о существующих проблемах и путях их преодоления.

– С какими трудностями столкнулись регионы на первом этапе реализации закона?

– Закон о бесплатном питании можно по праву назвать революционным, поскольку впервые в нем говорится о бесплатном горячем питании всех школьников без исключения с 1-го по 4-й классы.

Поправки были внесены не только в Закон «Об образовании в РФ», но и в Федеральный закон «О пищевых продуктах, медикаментах и косметических средствах», в котором объясняется, что такое «горячее питание», введено и много других терминов и норм, регулирующих систему питания детей от дошкольного возраста до 18 лет, то есть от детского сада до организаций СПО.

В настоящее время правительство разрабатывает правила распределения бюджетных субсидий для субъектов РФ.

Понятно, что в этих правилах есть ряд условий, которые должны соблюдать регионы. Прежде всего субъекты РФ обязаны предоставить софинансирование из своих бюджетов. Как и в других федеральных проектах, доля региональных средств зависит от уровня бюджетной обеспеченности субъекта РФ.

Поначалу речь шла о предоставлении федеральных субсидий только дотационным регионам, но после дискуссий все же приняли решение распространить поддержку и на регионы-доноры.

Из их числа только Москва отказалась от федеральных субсидий: в столице учащихся младших классов кормят за счет городского бюджета уже последние несколько лет.

Вообще, надо отметить, у нас 18 субъектов РФ на сегодняшний день обеспечивают горячими завтраками учащихся с 1-го по 4-й классы за собственные средства.

– Каковы критерии отбора регионов для участия в проекте?

– Главный критерий – стопроцентная готовность всех без исключения школ региона к организации горячего питания. Это означает наличие в школах столовых с необходимым оборудованием.

15 апреля, по данным Роспотребнадзора, который проводит мониторинг готовности, 1/3 регионов, подавших заявки, уже сейчас готова приступить к обеспечению горячим питанием, 1/3 сможет это сделать лишь с 1 сентября этого года.

Но по этой группе есть серьёзные сомнения, поскольку в каждом из «отстающих» регионов существует то или иное количество школ, в которых вообще нет столовых. Это может быть всего одна школа на весь регион, как в Нижегородской области, или три, как в Томской области. Например, в Республике Бурятия, которую я представляю в Госдуме, 21 школа не имеет столовых.

Это малокомплектные школы, в которых обучается от 1 до 28 детей максимум. Столовые там не были предусмотрены, так как строить и содержать отдельное помещение с поварами и сторожем для трех-четырех детей не представлялось экономически целесообразным. Эти дополнительные расходы привели бы к нерентабельности такой школы, а впоследствии к ее закрытию.

Конечно, регионы на это не шли. И за счёт того, что горячее питание у нас не было обязательным, они выходили из положения за счёт длинной перемены, когда у детей появлялось время пообедать дома. Теперь, после принятия закона, всё поменялось, и регионы должны обеспечить соответствующие условия в каждой школе для питания детей. Это непреложная норма закона.

– Какие опции предлагаются для решения этой задачи?

– Следует предусмотреть совершенно разные варианты обеспечения горячим питанием в малокомплектных школах.

Во-первых, это можно сделать посредством аутсорсинга, то есть передачи полномочий по реализации этой задачи другой стороне, например предпринимателям.

Во-вторых, мы рассматривали создание мобильных столовых. В-третьих, выдавать семьям денежную компенсацию на обеспечение детей горячим питанием.

Если мы не найдем оптимального решения этого вопроса, то регионы, не сумевшие обеспечить стопроцентную готовность своих школ (даже если у них имеется одна такая школа), останутся без федеральной субсидии, а дети, проживающие на их территории, – без горячего питания. Потому что до 15 июля (такой дедлайн установлен Роспотребнадзором) регионы с дефицитными бюджетами не смогут решить эту проблему за счет собственных средств.

И очень трудно будет объяснить родителям, почему им придется платить из своего кармана за школьное питание в столь сложных экономических условиях.

Если взять в качестве примера Республику Бурятия, у нас, с одной стороны, 313 детей обучаются в школах, в которых не обеспечены условия, а с другой стороны – 46 тысяч учеников начальных классов, которые не получат горячее питание по этим правилам, несмотря на то что в их школах имеются столовые. Я думаю, что это несоизмеримо. И моё предложение было совершенно иное. Сегодня у нас век компьютеризации, и каждая школа имеет сайт, на котором опубликована вся информация, и Роспотребнадзор уже сейчас проводит мониторинг готовности дистанционно.

15 июля мы определим количество школ, где на 100% созданы условия для организации горячего питания. Не составит труда посчитать количество учеников в этих школах, определить, сколько понадобится федеральных средств для обеспечения их горячим питанием, и направить адресно ассигнования в эти школы.

Для тех образовательных организаций, где в положенный срок не удастся создать условия, следует установить переходный период до 1 сентября 2023 года. И по мере готовности направлять туда финансовые средства. Вот моё мнение, но пока оно ещё не принято.

– Какой объем средств запланирован на горячее питание школьников?

– На 4 месяца 2020 года в федеральном бюджете на эти цели запланирован 21 млрд рублей. На будущий год – 46 млрд. Впоследствии сумма может меняться в зависимости от количества субъектов РФ – участников программы и контингента учеников начальных классов, который растет ежегодно.

В конечном счете до 2023 года учеников 1–4-х классов всех регионов обеспечат горячим питанием за счет федеральных субсидий.

Кроме того, наша рабочая группа выступила с предложением принять на федеральном уровне комплексную программу содействия созданию и модернизации (оснащению и переоснащению) пищеблоков и столовых государственных общеобразовательных организаций.

– Те 18 субъектов, которые уже сейчас кормят своих школьников за собственные средства, тоже получат федеральные субсидии наравне со всеми. Смогут ли они использовать освободившиеся в их бюджетах деньги по собственному усмотрению?

– Конечно. Просто они возместят в своих региональных бюджетах эти суммы.

Председатель нашей комиссии по горячему питанию школьников Геннадий Онищенко настоятельно рекомендовал не распылять эти средства на другие цели (такой соблазн может возникнуть у региональных Минфинов), а направлять их на приобретение современного оборудования или на обеспечение бесплатным питанием бОльшего числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. У нас практически во всех регионах есть законы, по которым детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают бесплатным питанием.

Во время пандемии многие регионы выдавали сухие пайки ребятам из малоимущих семей, и это стало для них существенным подспорьем.

Надеюсь, реализация закона будет решать многие задачи, в том числе охраны здоровья наших школьников за счет полноценного питания.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/6/1/edpolitics/13275-pochemu_ne_vse_shkolniki_poluchat_besplatnye_zavtraki_s_1_sentyabrya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть