Проезд зайцем в автобусе

Штрафы для безбилетников: выгодно ли ездить зайцем

Проезд зайцем в автобусе

Несмотря на существенные штрафы за безбилетный проезд в общественном транспорте, некоторые люди постоянно ищут возможность «проскочить» зайцем. Какая ответственность грозит за это? Имеет ли право кондуктор высадить ребенка без билета из автобуса или электрички? Разобраться в этих и других вопросах корреспонденту «РИАМО в Балашихе» помогла юрист Мария Балагурова.

Что делать, если опоздал на работу из‑за проблем с транспортом>>

Почему заяц?

©  Natalia_Kollegova

Однозначного ответа на вопрос, почему безбилетников в России называют зайцами, а не барсуками, волками или хитрыми лисами, нет.

Согласно одной из версий, в XIX веке зайцами называли пассажиров, которые за билет в поезде платили не через кассу, а лично кондуктору, причем символическую цену.

Условие было одно – сидеть в поезде тихо, не привлекать внимание, как заяц, притаившийся под кустом. Со временем зайцем стали называть любого безбилетного пассажира.

Согласно другой версии, зайцами называли быстрых, стремительных людей, которые «проскальзывали» в театр незамеченными – без билетов. А потом слово закрепилось и за теми, кто так же незаметно оказывался в салоне автобуса.

Существует также мнение, что выражение произошло от французского  «voyager en lapin» («путешествовать, как кролик»). Как утверждают историки, так когда-то говорили о безбилетниках во Франции.

©  сайт Википедии

Житель Балашихи Иван уверен, что зайцы в любом общественном транспорте просто неизбежны. Он честно признается: в студенческие годы и сам никогда не покупал билет на электричку.

«Родители давали деньги на электричку, но тратить их не хотелось. Лучше уж какой-нибудь беляш купить на вокзале, газировку. Или денег накопить, чтоб девочке букетик цветов подарить. Так что бегал зайцем. Что уж говорить, ребята, с которыми я каждое утро уезжал в Москву на учебу, делали то же самое – а было нас человек 10–12.

Среди этой толпы был только один «порядочный», как он себя называл. А мы считали, что он мажор и трус. В вагоне всегда занимали места поближе к выходу. Сидишь, озираешься по сторонам. Сигнал к бегству всегда один – такие же безбилетники начинают массово переходить из одного вагона в другой. Значит, по пятам кондукторы идут!» – вспоминает Иван.

Он и сейчас каждый день ездит на электричке в Москву – на работу. Говорит, что зайцы сегодня есть, но не в таком масштабе, как было 15 лет назад. И это логично: наказание за безбилетный проезд в электричках ужесточили.

По словам юриста Марии Балагуровой, штрафы за безбилетный проезд в пригородных поездах регулируются Федеральным законом, а в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» были внесены поправки, касающиеся зайцев.

«На безбилетное лицо возложена обязанность по приобретению билета с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению билета в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом. Также предусмотрены размеры штрафов за отказ от приобретения проездного документа и от внесения платы за его оформление в поездах пригородного сообщения и дальнего следования», – объясняет юрист.

И добавляет: размеры штрафов тоже изменились. Так, за безбилетный проезд в поезде пригородного сообщения придется заплатить штраф в размере 50-кратного тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров. Сумма будет зависеть и от класса, категории вагона, в котором был пойман заяц.

«Таким образом, пассажир, который не приобрел проездной документ на электричку, имеет два пути: первый – купить билет и оплатить 150 рублей за его оформление, второй – отказаться и оплатить штраф в 50-кратном размере тарифа за 10 километров. Так что выбор, по-моему, очевиден», –  высказывает мнение юрист.

Как не замерзнуть, когда ждешь на остановке автобус или маршрутку>>

Автобусы, трамваи, маршрутные такси

©  pixabay.com

Согласно закону Московской области, безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте (автобус, трамвай, троллейбус) влечет наложение административного штрафа на гражданина в размере одной тысячи рублей.

Впрочем, с тех пор как в общественном транспорте появились валидаторы, количество зайцев значительно сократилось. А с учетом того, что большинство автобусов оборудованы камерами видеонаблюдения, проскользнуть мимо водителя или кондуктора стало еще сложнее.

С коммерческими маршрутными такси, в которых плату за проезд принимают не кондукторы, а водители, ситуация складывается другая.

«Проработал водителем автобусов почти всю свою жизнь. По опыту могу сказать, что самый большой наплыв зайцев всегда был на коротких маршрутах. Например, возил я автобус от Старой Купавны до железнодорожной станции, к электричке. Народу набивалось так много, что дышать нечем! Где уж уследить за каждым? Вот и зайцев тогда было очень много», – вспоминает водитель Павел Валентинович.

Сейчас он работает в Балашихе на маршруте №9. По словам мужчины, редко кто едет зайцем.

«Теперь тот, кто раньше безбилетником ездил, пытается договориться с водителем: «Есть 10 рублей, подбросишь до фабрики?» А дальше идет обращение к водителю: брат, сват, друг, дед. Самое смешное, что таким «деловым тоном», чаще всего, просят подростки или молодые люди. Я не отказываю таким. Пусть уж лучше попросят, договорятся, чем будут закон нарушать», – рассказывает пожилой мужчина.

Как вернуть деньги за проезд, если автобус сломался в дороге>>

Несовершеннолетние пассажиры

© Фотобанк Московской области,  Александр Кожохин

Безбилетнику, которого поймали «на месте преступления», выписывается штраф. При этом перевозчик имеет право высадить пассажира из своего транспорта. По закону это правило распространяется на всех пассажиров, вне зависимости от социального статуса или возраста.

«Однако за последние годы произошло несколько вопиющих случаев, когда ребенка за безбилетный проезд выгоняли из транспорта – и в 30-градусный мороз, и в темное время суток, и в безлюдном месте.

Потому весной 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, который запрещает высаживать из общественного транспорта детей до 16 лет, едущих без сопровождения взрослых», – объясняет Мария Балагурова.

Если проезд не оплатил школьник старших классов, достигший 16 лет, контролер обязан выписать ему штраф. Но если погодные условия тяжелые, пассажир имеет право не покидать салон автобуса, а перевозчик обязан обеспечить возможность человеку выйти в населенном пункте, а не на дороге.

На работу на велосипеде: как балашихинцы отказываются от машин и автобусов>>

Льготный проезд

Некоторые люди, имеющие право на льготный проезд в общественном транспорте, отдают свой документ близким людям. Детям, внукам, друзьям. Казалось бы, что тут плохого, если бабушка, находясь дома, передает свое право льготного проезда, скажем, сыну, который каждый день ездит на общественном транспорте? Однако надо понимать, что законом это запрещено.

«Согласно статье 8.2 КоАП Московской области, неправомерное использование документа, дающего право на льготный проезд, влечет за собой наложение штрафа в размере 2 500 рублей.

То есть, если внучка воспользуется бабушкиным льготным проездным билетом и ее поймают, то выпишут штраф в 2 500 рублей. Согласитесь, что рациональнее платить полную стоимость билета, потому что даже один штраф «перекроет» всю вашу экономию.

А ведь штрафов может быть много», – поясняет Мария Балагурова.

Источник: https://riamobalashiha.ru/article/shtrafy-dlya-bezbiletnikov-vygodno-li-ezdit-zajtsem-497254

Как не стать зайцем в автобусе?

Проезд зайцем в автобусе

42 автобуса «Автоколонны № 1456», оснащенных валидаторами (устройствами для бесконтактной оплаты проезда), выходят на линии. Это маршруты № 5, 6, 9, 13 и 19. На прошлой неделе часть автобусов с валидаторами перекинули и на маршрут № 7.

Количество контролеров увеличивается, к февралю их будет 20. Пока что безбилетников не штрафуют, однако вежливо просят оплатить проезд любым из удобных способов – картой через валидатор или наличными у водителя.

«Голос…» задал сотрудникам автоколонны житейские вопросы о нюансах оплаты проезда в общественном транспорте.

Все кондукторы в автобусах стали контролерами?

Сейчас контролеров 14, к февралю их будет 20. Переобучение кондукторов, желающих стать контролерами, продолжается. Автобусы, не оборудованные валидаторами, выходят на линии с кондукторами.

О наличии валидаторов и отсутствии кондукторов сообщают таблички на автобусах. Внутри салонов по громкоговорителю пассажирам напоминают, что оплатить проезд нужно через валидаторы или у водителя, при оплате за проезд наличными он выдаст чек.

Контролеры проверяют только автобусы с валидаторами? Как часто?

Контролеры проверяют автобусы с валидаторами и без них. Проверки проходят ежедневно. В один и тот же автобус в течение дня могут зайти разные контролеры.

Как контролер проверяет оплату проезда через валидатор и у водителя?

Контролер заходит в автобус, просит пассажиров для проверки приготовить банковские или транспортные карты, которыми они оплатили поездку. Специальной картой контролер блокирует работу платежных терминалов. На валидаторах появляется надпись: «Терминал заблокирован контрольно-ревизионной службой». В этот момент оплатить проезд через него нельзя. Затем платежные карты пассажиров прикладываются к переносной консоли-терминалу. Консоль считывает информацию о последних платежах. После проверки контролер разблокирует валидатор, чтобы открыть его для оплаты проезда новых пассажиров, зашедших в автобус. У пассажиров, оплативших наличными у водителя, на бумажном чеке проверят реквизиты рейса.

Как узнать контролера?У контролера есть удостоверение сотрудника МУП «Автоколонна № 1456» с печатью. Он предъявляет его пассажирам. Вопрос о форме для сотрудников прорабатывается.

Если пассажир приложит карту к консоли контролера, могут ли снова списаться деньги за проезд?

Нет. Консоль покажет, что проезд оплачен, списать через нее средства с карты невозможно.

Должен ли льготник – обладатель транспортной карты или электронного проездного, привязанного к банковской карте системы «МИР», — показывать контролеру документы о праве на льготу?

Да, так как бывают случаи, когда этими картами льготника оплатить проезд пытаются другие люди. Это же правило касается и школьников старшего возраста. Транспортные карты для школьников именные, но ребята передают их друг другу, это неправильно. Контролеру нужно показать справку из школы.

СМС о списании денег с карты будет являться подтверждением об оплате, если показать его контролеру?

Нет, так как системы оповещения банков могут быть настроены так, что СМС о списании со счета приходят спустя много дней.

Поэтому нельзя сказать, что пришедшая СМС относится к этому конкретному проезду, а не к вчерашнему или еще более раннему.

Что делать, если банковская карта привязана к смартфону с функцией NFC, а телефон при проверке контролера разрядился или же пропала интернет-связь?

Советуем пассажирам заранее продумать этот момент. Если телефон вот-вот разрядится, лучше воспользоваться банковской картой или оплатить проезд у водителя наличными.

Что грозит безбилетникам?

Контролер вежливо попросит оплатить проезд – через валидатор или, если не получилось, наличными у водителя. Штраф за безбилетный проезд составит 500 рублей. Пока мы не штрафуем пассажиров. Однако у нас уже был прецедент: полицейские составили протокол на мужчину за мелкое хулиганство. Заседание суда состоится в феврале.

Пассажир не смог заплатить картой через валидатор — карта оказалась в стоп-листе. Наши сотрудники предложили пассажиру оплатить наличными. Хотя деньги у мужчины были, платить или покидать автобус он отказался, вел себя агрессивно. Водитель вызвал полицию. Остальных пассажиров пришлось пересадить в другой автобус.

Сколько поездок можно оплатить за один раз по банковской карте, сколько – по транспортной?По карте любого банка – пять раз, по транспортной (льготной, студенческой, проездной, обычной) — можно оплатить только одну поездку в этом автобусе.

Просим обратить внимание: были случаи, когда пассажир, у которого льготный электронный проездной привязан к банковской карте, платил за себя и, например, за внучку. В первом случае списывали 24 рубля, а потом – 30 рублей. Повторимся — льготник в этом случае только один.

Обычную транспортную карту по-прежнему можно купить в киосках “Издательского дома «Череповецъ»? А есть ли еще время сделать это льготникам, которые не успели до конца прошлого года оформить в МФЦ транспортную карту или электронный проездной, привязанный к банковской карте «МИР»?

Да, обычная транспортная карта в продаже, она не именная, с неограниченным сроком действия. После покупки нужно пополнить ее счет через банкомат, личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение. Льготники, пожелавшие оформить транспортную карту или привязать проездной к карте «МИР», могут оформить ее в МФЦ, который сейчас работает в режиме предварительной записи, телефон кол-центра 77-07-07. Повторим: пассажиры могут сами выбрать, нужна ли им такая карта. При ее использовании валидатор спишет именно 24 рубля за поездку, так как карта будет зарегистрирована в системе.

Выдают ли валидаторы чеки?

Нет. Чек в электронном виде, соответствующем законодательству, можно найти в бесплатном мобильном приложении «Транспортная карта» или на аналогичном сайте. Сайтом лучше пользоваться со стационарного компьютера. Можно зарегистрироваться и в личном кабинете и отслеживать все истории своих поездок.

Пассажиры едут вдвоем, один из них заплатил банковской картой за двоих, но вышел раньше. На следующей остановке в автобус зашел контролер. Как второму пассажиру доказать факт оплаты?

Доказательство оплаты проезда для контролера – это карта, если оплачено через валидатор, и бумажный чек, если оплачено у водителя. Поэтому эти моменты пассажиры должны продумать сами: например, каждый может заплатить за себя любым удобным способом.

Напомним, есть случаи, когда с ребенком-инвалидом едет родитель. Тогда проезд оплачивается льготной картой ребенка только один раз. Родитель при этом показывает подтверждающие родство документы.

Валидатор написал, что карта в стоп-листе.

Что делать?

Воспользоваться другой картой или же оплатить проезд наличными у водителя. Чаще всего карты попадают в стоп-лист, когда на них заканчиваются деньги. Вывести карту из стоп-листа помогут специалисты (в рабочие дни с 8 до 17 часов) по телефонам: 54−60−75, 54−28−50.

Как оплачивать проезд, если валидатор сломался?

Если человек только зашел в автобус в этот момент, он оплачивает проезд наличными у водителя. Автобус с неисправным валидатором начинает работать только на высадку или посадку при оплате наличными. То есть открывает на остановке только переднюю дверь.

При этом водитель предупредит новых пассажиров о неисправности. Если у них не будет наличных, придется ждать другой автобус. Закончив рейс, водитель вернется в парк для устранения неполадок.

Придется ли платить дважды за проезд, если в автобусе сломалось в пути что-то и пассажиров решено пересадить в другой?

Нет. Перед выходом водитель попросит пассажиров приложить карты, которыми они оплачивали проезд через валидатор, к консоли, то есть соберет информацию об оплаченном проезде и пересадит пассажиров в следующий автобус. При посадке в другой автобус платить не нужно.

Имеет ли право водитель принимать оплату наличными во время движения?

Нет, водитель обилечивает только на остановках. Пассажиры обязаны оплатить проезд за время стоянки, чтобы не задерживать движение транспорта.
Нужно ли льготнику показывать документы о праве на льготу водителю при оплате?

Да, так как это является подтверждением, что пассажир должен заплатить за проезд именно такую сумму.

У водителя есть терминал. Примет ли он банковскую или транспортную карту, если оплатить через валидатор не получится?

Нет. Терминал водителя настроен только на выдачу бумажных чеков при оплате наличными.

Перспективы

Валидаторов станет большеДо конца 2021 года валидаторами планируют оснастить все автобусы «Автоколонны № 1456». Пока система тестируется, горожан просят отнестись с пониманием к возможным сбоям и иметь при себе небольшой запас наличных. В феврале планируют начать оснащение валидаторами и трамваев, установить их в пяти вагонах. Пока четыре валидатора тестируются в одном трамвае на маршруте № 8. Вопрос, как будет оплачиваться проезд наличными в таких трамваях, пока прорабатывается. Элина Яковлева,

golos@media.ru

Больше интересного
в нашем телеграме

Источник: https://35media.ru/articles/2021/01/27/kak-ne-stat-zajcem-v-avtobuse

Как ездят

Проезд зайцем в автобусе

Как проехать в автобусе или троллейбусе с кондуктором и не купить талончик? И возможно ли такое? Последнее подорожание общественного транспорта в Минске спровоцировало в х на нашем портале обсуждение способов обмануть кондуктора и проехать “зайцем”. Оказывается, вариантов не так уж и мало. Но насколько они действенны? Корреспондент www.interfax.by попросил прокомментировать их на условиях анонимности кондуктора одного из минских  автобусных парков Тамару Александровну.

“Зайцы”: “музыканты”, “сони” и “коллекционеры”

“Заходим и прямо перед кондуктором демонстративно пробиваем талон (ранее уже пробитый и не единожды). Очень редко кто из них смотрит на талон… Хоть и не совсем бесплатно едете, но каждая вторая поездка точно будет бесплатная… (Евгений, Минск)

– Дело не в том, что кондуктор не хочет проверять оплату проезда или такие доверчивые. Кондукторы отлично видят этот ход. Но… кондуктор своего рода психолог. У некоторых таких “экономных”, по 2-3 раза пробивающих талончик “зайцев”, требовать показать билет – себе дороже.

Кто честно пробивает талон – спокойно его демонстрирует. Тот же, кто пытается смухлевать, сжимает его в руке так, чтобы был виден лишь краешек. И можешь делать что угодно, хоть головой потолок автобуса прошибить – но тебе этот талон в руки не дадут.

Даже кричат, что мы не имеем права его брать в руки. Хотя это не мое право, а моя обязанность – проверить талон. Поэтому в таких случаях надеемся на контролеров. Увидишь контроль на остановке – просишь зайти в автобус и проверить на наличие “зайцев”.

Все-таки контролеров трое.

А вообще с пробитыми по несколько раз талончиками разные казусы бывают.

Раз одна немолодая женщина предъявила настолько “замученный” талон, что не удержалась, посоветовала ей тихонько: “Ну поменяйте вы уже талон… Сколько можно его пробивать? Он уже свое отжил.

” Через некоторое время снова встретила ее в автобусе. Предъявила новенький, по всем правилам пробитый талон и сказала: “Спасибо, что не опозорили меня на весь автобус. Но мне все равно так стыдно стало…”

Бывают и другие ситуации. Зашел в автобус молодой парень, стал рядом со мной. Через остановку спрашиваю: “Вы оплатили проезд?” “Конечно!”, отвечает.

Долго копался в кармане, извлек непробитый разорванный пополам талончик и, глядя мне в глаза, заявил, что билет порвался, когда он его пробивал.

“Молодой человек”, говорю, “не знаю, что и сказать: вы вошли в автобус, встали рядом со мной, я видела, что вы и попыток не делали оплатить проезд. А сейчас достали порванный талончик и нагло доказываете, что пробивали его”… Вышел на следующей остановке.

Вспоминаем студенческие годы? Тогда не забудьте пробитые талоны потом намочить и проутюжить — будут как новые))) (Nocturne)

– Талончики заклеивают, замазывают, слюнявят… И утюжат, естественно. Талоны пробивают несильно – чтобы дырок не было. Если хорошо всмотреться, то утюженные талоны заметны.

“Еще наблюдал пару раз когда кондуктору давали купюру в 100 тысяч, а у него не было нужной суммы на сдачу”.(Nocturne)

– Да, это также хорошо известный ход. Мы такие купюры называем “проездными”. Как-то раз мне за день три раза их давали. Всем троим нашлась сдача…

Также отмечу, что теперь в автобусах постоянно озвучивается информация о том, чтобы при покупке талонов у кондуктора или водителя давали купюры достоинством не выше Br10 тыс.

Некоторые контролеры отвечают людям с такими купюрами “взаимностью” – имеют при себе заготовленную пачку сдачи из банкнот номиналом 100, 500 и 1000 рублей.

“Заходите в автобус, пробираетесь чуть дальше от двери, вставляете в уши наушники, включаете музыку и наслаждаетесь поездкой. Не всякий кондуктор будет вас тормошить и спрашивать оплату.” (Der Гость)

– Я так люблю этих “музыкантов” обилечивать! Раз пять к нему громко обращаешься: “Молодой человек, оплачиваем проезд!” Дергаешь его за рукав – реакция мгновенная: “Что вы меня трогаете!!!”

Стоит отметить, что такие “музыканты” в большинстве своем – люди несмелые. В открытую заявить, что он не будет платить, он не может. Но, воткнув наушники в уши, надеется, что “авось повезет!” Такие обычно оплачивают проезд.

Есть еще категория “сонь”: садится в автобус и сразу засыпает. Автобус и сотню метров не проедет, а он уже даже храпит! Тут уж стоит пошутить: “Чего это вы так быстро заснули? Оплатите проезд, потом спите – я вам и “Калыханку” спою”. Человек начинает улыбаться “во сне”, а потом и вовсе “просыпается” и платит.

“Хитроумный способ псевдобесплатного проезда моего приятеля, изобретённый им ещё в 90-ые. Чел ездил по одному маршруту, список транспорта не меняется (как правило).

Он напробивал коллекцию талонов на все варианты и по номеру приходящего автобуса доставал нужный. Но когда приходил незнакомый автобус на рейс – его разочарованию не было предела – нужно было пробивать всё-таки талон.

Один недостаток системы – нужно время от времени актуализировать список” (Messerschmitt Bf.109)

– Также далеко не уникальный способ. Хочу предупредить – пусть люди не забывают, что код в компостерах меняется. Примерно раз в месяц. Кроме того, сейчас часто автобусы перебрасывают с маршрута на маршрут. Пусть и в пределах 1 колоны. Так что теперь собирать коллекцию талонов практически бессмысленно.

“Ещё вариант: собираешь кучу пробитых талонов и когда кондуктор подходит говоришь, что уже покупал. она просит показать и ты достаёшь это всё и говоришь “ищите”” (SergSTI)

– А кондуктор ничего и не будет искать! Это дело пассажира – дать мне тот талон, который он пробил именно в этом автобусе или троллейбусе. Да, если честно, теперь такого я не встречала. Раньше было, теперь нет.

“Чаще всего не платят женщины в возрасте 45-55 лет”

На этом варианты “бесплатного” проезда от наших читателей закончились. Но остались вопросы у корреспондента портала www.interfax.by

– Тамара Александровна, а вообще – много сейчас в транспорте “зайцев”?

– Если честно, то все зависит от маршрута. Если взять, например, маршрут №24 (дс Зелёный Луг-6 – ул.

Воронянского – ИФ), то, даже несмотря на то, что на нем реже работают контроллеры, “зайцев” совсем немного – даже бабульки за проезд платят без споров! А если говорить, например, о маршруте №87 (ДС “Зеленый Луг” – АС Автозаводская), то желающих проехать бесплатно значительно больше. На маршруте №13 (дс Зелёный Луг-6 – Макаёнка) тоже “зайцев” хватает – как правило, на 13-м едут 2-3 остановки и платить ох как не хочется!

– Нежелающих платить становится больше?

– Нет, наоборот – их все меньше. Еще три года назад работать было намного тяжелее: кондукторов еще было мало, люди привыкли ездить “бесплатно” и очень не хотели платить. Скандалить начинал буквально каждый третий. Теперь такого нет.

И если честно, многое зависит от… настроения кондуктора. Если у тебя нет настроения, ты просто делаешь свою работу – платят хуже. Если же настроение хорошее, ты можешь пошутить с пассажирами, поговорить с ними – проблем с оплатой не возникает. Кстати, люди очень любят общаться с кондукторами. На любые темы.

– Можно ли нарисовать портрет наиболее типичного “безбилетника”?

– Если разбирать по категориям, то студенты, в основном, ездят с проездными. Талончики покупают единицы. Иногда молодежь любит пошутить, вроде “мы уже заплатили” или “мы не будем платить”. Но видно, что это шутка и они оплачивают проезд. В этом отношении у нас молодежь неплохая.

Бабульки разные бывают. Часто их желание заплатить зависит… от самого кондуктора. Как правило, они ездят по одним и тем же маршрутам и нередко от них можно услышать: “Этому кондуктору заплачу, потому что он хороший!” Другие заводят стандартную “песню”: “Я за свою жизнь уже все заплатила! Я всегда платила!”

Мужчины редко не платят. Разве что совсем уж пьяный – и то, пытается ковыряться в карманах.

Чаще всего пытаются проехать “зайцем” женщины в возрасте 45-55 лет. И, кстати, очень хорошо заметно, когда они пытаются обмануть – глаза так и бегают. Стандартным является диалог: “Вы оплатили?” “Да!”, “Предъявите, пожалуйста”, “Ой, далеко проездной лежит…” А в конце концов оказывается, что проездной забыли “в другой сумке”.

– Конфликты часто бывают?

– Некоторые, похоже, только и ждут того, чтобы поскандалить и выплеснуть негативную энергию. Они видны, как только заходят в автобус. И как бы ты культурно к ним не обращался, конфликта не миновать.

Сегодня две дамы заявили: “Не будем платить, мы на следующей остановке выходим!” С одной стороны, даже если вы едете одну остановку оплачивать проезд надо.

С другой – они перед этим уже две проехали! Следующий аргумент: “Нам зарплату не повышают!” Так все не повышают. Но практически все оплачивают проезд. Но так они и вышли, не заплатив.

Но что ты с ними сделаешь – в драку не полезешь и силой отбирать деньги не будешь…

Часто сами пассажиры требуют “справедливости”. Зайдет пьяный вусмерть человек – не пустить его в автобус я не имею права.

И о какой оплате может идти речь, если он уже не помнит, где у него карманы и где он находится? Тем не менее, некоторые особо “бдительные” пассажиры (чаще пассажирки) интересуются: “А почему с него за проезд деньги не берете?” Приходится отшучиваться: “Будете в его состоянии – и с вас не возьму”.

– Как вообще относятся к кондукторам пассажиры?

– К сожалению, ситуация такова, что кондуктор практически не имеет никакой защиты. Пассажир может тебя обругать, оскорбить, оклеветать. И ответить ты ему никак не можешь.

Недавно был случай: кондуктор на 87-м маршруте потребовала оплатить проезд у пассажирки. Та так и не оплатила, а, выйдя из автобуса, позвонила в парк и заявила, что кондуктор пьян.

Кондуктора сняли с маршрута, приказали ехать в парк, отправили на медосмотр – хотя мы и так проходим медосмотр каждую смену. Кондуктор была трезвой и ее отправили работать обратно на маршрут.

Но она потеряла значительную часть рабочего дня, да и настроение оказалось окончательно испорченным. А человек, который ее оклеветал, не понес никакой ответственности.

Другая ситуация. Возникла потасовка в автобусе. Одна из пассажирок вызвала милицию, сообщила мне, что на одной из остановок будет ждать машина. Но, когда мы подъехали, милиции там все еще не было. В салоне к этому времени царил мир и водитель отказался ждать – у него есть график движения.

У милиционеров возникли претензии к пассажирке – дескать, был ложный вызов.

В результате крайней оказалась я: эта девушка написала жалобу, что, дескать, я ее оскорбляла, бегала по салону и показывала неприличные жесты и т.д. Пришлось писать объяснительную.

Меня на 10% лишили премии – при этом считается, что мне поверили и не наказали, а просто “отреагировали на жалобу”. Наказание – лишение премии минимум на 50%.

Недавно, сразу после последнего подорожания проезда, возник очередной конфликт: пассажирка, недовольная тем, что я ей продала талончик номиналом Br600 устроила грандиозный скандал: “Я дала вам 900 рублей, дайте мне такой талончик!” Но ведь не я талончики рисую! Она была неправа, но вполне может написать жалобу, и в ней напишет, что я ее оскорбляла и т.д. Пришлось у других пассажиров брать номера телефонов, чтобы те в случае чего подтвердили мою правоту…

– Если честно, на форумах пишут, что кондукторы чуть ли не все наглые, грубые и злые…

– Это пишут, обычно, те люди, которые не хотят оплачивать проезд. Я уверена, что на тех, кто регулярно платит за проезд, кондукторы никогда голос не повысят и плохого слова не скажут.

Ну а если человек 10 минут препирается, что платить не будет и, как правило, первыми начинают оскорблять кондуктора – некоторые не выдерживают… Никто из “зайцев” культурно не отказывается от оплаты. Ни один не сказал: “Извините, пожалуйста, я не буду вам платить”.

“Ходишь здесь с протянутой рукой! Не буду платить, мне зарплату не повышают!” – вот это в порядке вещей.

Кондукторы такие же люди, как и пассажиры. Они не роботы. И готовы даже пойти навстречу. Бывает, у человека украли кошелек. Горе у него. Не будешь же его выгонять из автобуса, чтобы он 10 километров домой пешком шел! Но если ты едешь на рынок и утверждаешь, что у тебя нет Br900 на талончик – извините, это ни в какие ворота не лезет.

Сергей Киеня

Источник: https://interfax.by/news/tovary_i_uslugi/transport/83126/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.